30 августа 2020 г.
«Без вины виноватые»
В годы Великой Отечественной войны А.Н. Островский был особенно востребован: в сложных жизненных обстоятельствах люди обращались к творчеству великого русского драматурга. На сценах театров ставились его пьесы, пример тому – «Последняя жертва» во МХАТе, «Без вины виноватые» в Камерном театре. Нередко обращались к репертуару Островского провинциальные театры и фронтовые бригады.
В годы войны был создан Фронтовой филиал Малого театра. Первый спектакль, который они поставили - «Без вины виноватые». В действующую армию выезжали с ним 4 раза, был дан 61 спектакль.
Театральный критик И.И. Юзовский писал: «Драма о женщине, которая ищет своего сына, а сын находится рядом,– была для них благодатной. Ибо переживания войны, оставляющие след в душе человека, находят себе выход также через благородное волнение искусства».
Работу над пьесой «Без вины виноватые» Островский начал летом 1883 года, в Щелыкове, закончил в декабре. Как создавалось это произведение? Из письма М.Н. Островскому из Щелыкова: «Забота писательская: есть много начатого, есть хорошие сюжеты, но… они неудобны, нужно выбирать что-нибудь помельче. Я уж доживаю свой век; когда же я успею высказаться? ...Мне нужно встряхнуться и доктора советуют… Я собрался было ехать в Крым, но компаньон мой отказался, а одному ехать невозможно: я соскучусь по семейству и вернусь с половины дороги». Далее идет речь о плохом самочувствии, о том, что это мешает работать.
Островскому повезло: брат Михаил Николаевич Островский, министр государственных имуществ, собирался по служебным делам на Кавказ и писал: «Милый Саша…. Отправиться на Кавказ я предполагаю… в первой половине сентября. Довезти тебя до Тифлиса могу с полнейшим для нас обоих удобством, так как в моем распоряжении будет особый, целый вагон. По Кавказу, если пожелаешь, можем ездить вместе без всякого затруднения».
Дорога была комфортной. Жил Островский в доме брата жены, А.В. Бахметьева, и был окружен заботой и вниманием. Прекрасная природа Кавказа, колоритные жители, - все это производило на Островского самое благоприятное впечатление. Он неоднократно отмечает, что ему легко дышится. Из письма жене, М.В. Островской: «Сегодня я проснулся в Батуме здоровый и веселый; воздух так мягок и хорош для моей груди, что я дышу не надышусь. Виды такие приятные, что никакая Италия с ними не сравнится».
Драматурга радовало внимание артистов и литераторов, теплый прием публики. Были приветствия в театре; роскошные приемы в домах грузинских князей. Поездка самым благотворным образом сказалась на его самочувствии и работоспособности.
О дальнейшей работе над пьесой он писал: «Это чуть ли не пятидесятое мое оригинальное произведение, и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии… Потом, это произведение создавалось необыкновенно удачно: мне неожиданно приходили в голову художественные соображения, доступные только молодым силам, на которые я, в мои лета, не смел рассчитывать. Повторения такого счастливого настроения едва ли уж дождешься».
Слова эти оказались пророческими. Пьесу можно назвать лебединой песней Островского.
Фильм-экранизация был снят на киностудии «Мосфильм» в годы войны, он вышел в сентябре 1945 года (возобновлен в 1966 г.).
Режиссёр - Владимир Петров
Алла Тарасова — Елена Ивановна Кручинина, известная провинциальная актриса
Виктор Станицын — Нил Стратоныч Дудукин, богатый барин
Борис Ливанов — Григорий Львович Муров, молодой человек из губернских чиновников
Ольга Викландт — Нина Павловна Коринкина, актриса
Владимир Дружников — Григорий Незнамов, артист провинциального театра
Алексей Грибов — Шмага, артист провинциального театра
Павел Массальский — Петя Миловзоров, первый любовник
Софья Халютина — Арина Архиповна Галчиха, мещанка
Николай Коновалов — антрепренёр театра
Софья Гаррель — Таиса Ильинишна Шелавина, девица, товарка Отрадиной
Владимир Уральский — купец