МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

М.И. Царев. Большая и яркая жизнь.

 12 ноября 2020 г.
Михаил Иванович Царёв – актёр театра и кино, театральный режиссёр, мастер художественного слова, общественный деятель. Родился 1 декабря 1903 года в Твери, в семье железнодорожного фельдшера. Учился в Школе русской драмы в Петрограде. В 1920-х годах работал в Москве в бывшем театре Корша, позже играл на сценах Махачкалы, Казани, Симферополя. В 1934 году присоединился к труппе В.Э. Мейерхольда, где запомнился зрителям ролью Чацкого в «Горе от ума» А.С. Грибоедова. По словам самого Царёва, с тех пор он «всю жизнь играл Чацкого». После закрытия театра вместе с лучшими актёрами труппы перешёл в Малый театр.

В Малом театре Михаил Царёв многие годы исполнял роль Чацкого, потом перешёл на роль Фамусова. Здесь он познакомился с творчеством А.Н. Островского, сыграв Глумова в комедии «На всякого мудреца довольно простоты», затем – Незнамова в пьесе «Без вины виноватые» и Жадова в «Доходном месте». Царёв сам ставил А.Н. Островского – «Доходное место» и «Светит, да не греет». В кинофильме «Гроза» (1933) он исполнил роль Бориса, в ТВ фильме «Доходное место» (1981) роль Вышневского, в телевизионной программе «Дом Островского» - царя Берендея.

В годы войны Михаил Царёв входил в состав фронтовой бригады. Вот как он писал в своих воспоминаниях об этих поездках на фронт: «В первых числах октября 1943 года бригада артистов Малого театра получила назначение обслужить воинские части Центрального и Степного фронтов. В бригаду, помимо меня, входили: В.А. Обухова, Т.П. Панкова, П.А. Берёзов, артистка вокального ансамбля нашего театра А.А. Пироцкая, баянист А.С. Семёнов. От Московской Государственной эстрады нашей группе был придан вокальный квартет под управлением Я. Ционского.

До тех пор мне не доводилось быть непосредственно вблизи линии фронта. Поэтому для меня эта поездка была очень интересна и волнительна. В.А. Обухова, А.А. Пироцкая  и вокальный квартет были «стреляными воробьями»: успев побывать на Сталинградском фронте, они чувствовали себя как бы «старичками» в этой поездке. Маршрут наш был следующим: поездом до Тулы, а там на машинах – в район Курска. Приехав в Тулу, мы выступили несколько раз в районе города во вновь формируемых воинских частях… В районе Курска мы обслуживали своими концертами именно такие части. Они недавно участвовали в крупных боях и теперь имели некоторую передышку перед новым наступлением. Мы выступали и для больших соединений на открытом воздухе, и в землянках, и в офицерских палатках. По тому приёму и вниманию, которые нам оказывались, приятно было сознавать, что своим трудом мы приносим пользу. Надо сказать, что плоды шефства работников искусств над Красной Армией в годы войны сказались особенно наглядно и сильно…

Обслужив части Центрального фронта и попрощавшись с командованием, мы отправились через Курск, Белгород, Валки и Харьков на Степной фронт. Во всех этих городах мне приходилось бывать до войны. Узнать их теперь было трудно. Сколько прекрасных зданий, выстроенных в предвоенные годы, сколько памятников старины, сколько школ, театров, больниц увидели мы разрушенными до основания. Сколько фабрик, заводов, железнодорожных магистралей и станций выведено из строя. И сколько рассказов об ужасах немецкой оккупации пришлось нам услышать от оставшегося населения…

В Харькове мы не задержались и, получив направление в части Степного фронта, продолжили свой путь. Но фронт всё уходил и уходил вперёд, на Запад. Мы едем в автобусе, стремясь догнать нужные нам части. Непрерывным потоком идут войска. Мы останавливаемся на пригорке неподалёку от расположившегося на отдых подразделения.
- Друзья, дадим концерт для наших соседей, - предлагает наш бригадир В. Обухова.
Мы быстро спускаемся с пригорка и обращаемся с приветствием к бойцам и офицерам. Квартет запевает «Казачью» К. Листова. Я читаю стихотворение К. Симонова «Убей его!», заключительные строки которого покрываются громкими аплодисментами. Певица Пироцкая поёт украинские песни, артисты Берёзов и Панкова исполняют сцену свидания из комедии Островского «Женитьба Бальзаминова». Концерт заканчивается стихотворением 
М. Исаковского в исполнении Обуховой. 

Фронт преследовал уходящего, вернее, бегущего врага, не давая ему возможности укрепиться для новой обороны, и мы обслуживали воинские соединения на ходу, на марше. В эти не забываемые дни мы жили в машине, двигались вместе с фронтом вперёд… 
Мы добрались до Полтавы на третий день после ухода фашистов, когда она ещё горела. Все мосты были взорваны. Мы долго кружили ночью вокруг неё, пока не въехали в город через наведённый понтонный мост… Чудом уцелел в Корпусном саду памятник великой Полтавской победы. Его называли памятником Славы. Именно здесь 26 сентября мы дали первый концерт для гарнизона и жителей Полтавы. Огромная площадь. Многотысячная толпа. Сценическими подмостками служат гранитные уступы памятника… ещё дымится город, и воздух пропитан дымом, а полтавчане со слезами радости впервые после двух кошмарных лет вновь слушают свободное слово и родную песню. И в Полтаве и у берегов седого Днепра, дали мы ещё много концертов. Нас слушали люди, освободившие Левобережную Украину и накапливавшие силы, чтобы форсировать великую реку.

Тридцать дней провели мы в Действующей Армии… Срок нашей командировки приходил к концу, и мы двинулись обратно к Харькову. Встреча с солдатами, офицерами и генералами необыкновенно обогатили меня и как советского художника и как гражданина. Мы ехали в Москву, полные впечатлений от этих встреч и уверенные в окончательной нашей победе…»

Долгое время М.И. Царёв был директором Малого театра, потом – его художественным руководителем. Он преподавал в театральном училище имени М.С. Щепкина, был председателем правления ВТО. 

Михаил Иванович часто приезжал в Щелыково. В честь 150-летия со дня рождения 
А.Н. Островского, 14 июня 1973 года, на церемонии открытия памятника драматургу он выступил с речью об Островском, затем разрезал ленточку открывавшегося Литературно-театрального музея, приглашая в него первых посетителей.

За вклад в развитие театрального искусства М.И. Царёву присвоено звание народного артиста СССР, лауреата Сталинской и Государственных премий. Царёв награждён звездой Героя Социалистического Труда, тремя Орденами Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, Орденом Октябрьской революции, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», медалью «В память 800-летия Москвы» и другими наградами.

Умер М.И. Царёв 4 ноября 1987 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

М.И. Царёв. 
Из собрания музея: 
1. М.И. Царёв в роли Глумова. «На всякого мудреца довольно простоты». Малый театр. 1948 г. 
2. М.И. Царёв в роли Глумова. «На всякого мудреца довольно простоты». Малый театр. 1935 г. 
3. Сцена из спектакля «На всякого мудреца довольно простоты». Глумов – М.И. Царёв,  Мамаева – Е.М. Шатрова. Малый театр. 1935 г.
4. М.И. Царёв роли Жадова. «Доходное место». Малый театр. 1949 г.
5. Сцена из спектакля «Доходное место». Жадов – М.И. Царёв, Полина – О.М. Хорькова.  Малый театр. 1949 г.
6. Сцена из спектакля «Без вины виноватые». Незнамов – М.И. Царёв, Шмага – И.В. Ильинский. Малый театр. 1940 г.
7. М.И. Царёв М.И. в роли Незнамова. «Без вины виноватые». Малый театр. 1940 г.
8. Открытие памятника А.Н. Островскому в Щелыкове. 1973 г. Выступает председатель правления ВТО М.И. Царёв. Фото Стульникова К.Н.

 

  • Фотогалерея

 

 

 

  

     

 
                                                                   

 

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ

Понятно, спасибо