МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Воспоминания Н.М. Садовской о детстве, юности и … о войне.

 23 июня 2020 г.
Наталья Михайловна Садовская (род. 25 ноября 1928) – русская советская артистка балета, театральный деятель, балетовед. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

В Доме А.Н. Островского на письменном столе писателя можно увидеть фотографии. Среди прочих лиц – чета актеров Садовских – Ольга Осиповна и Михаил Провович, жизнь и творчество которых неразрывно связаны с драматургом. Это бабушка и дедушка  Натальи Михайловны.  Она гордится своей славной фамилией, как и ее предки, любит Щелыково и бывает здесь регулярно. В этот свой приезд Наталья Михайловна поделилась воспоминаниям о детских и юношеских годах и о войне.

«С самого раннего детства, сколько себя помню, я снималась в кино. Первый раз, в  шестимесячном возрасте со своей старшей сестрой Лизой – в «Приключении Аришки», в эпизоде с обезьянкой. Второй раз, опять же с сестрой Лизой – в «Рваных башмаках» (1933). Затем с Верой Марецкой в фильме «Зори Парижа» (1936). Следующий фильм – «Борьба   продолжается» (1938), съемки которого проходили в Одессе. В феврале 1941-го на экраны вышла кинокартина о школьной жизни «Весенний поток», где я – ученица Люда Салтанова, а учительница – звезда советского экрана Валентина Серова. 

После этого, меня без проб утвердили на роль Герды в фильме «Снежная королева». Здесь был очень хороший подбор актеров. Кая играл Всеволод Ларионов. Будущий главный режиссер знаменитой Таганки Юрий Любимов снимался в роли Сказочника (это была его первая роль в кино), Маленькая разбойница – Янина Жеймо, известная по роли Золушки, а Снежная королева – актриса Малого театра Ксения Ивановна Тарасова. Съемки начались в Кинешме. Оператор Марк Магидсон хорошо знал этот город – незадолго до этого с Яковом Протазановым они снимали здесь «Бесприданницу». Ряд кадров «Снежной королевы» отсняли в павильонах Мосфильма и 17 июня для продолжения работы над картиной  приехали в Ялту…  А через пять дней началась война…

В первые же дни войны немцы стали бомбить Севастополь.  Курортная Ялта мгновенно изменилась... В городе началась паника, срочно стали проводить эвакуацию детей. В толчее и давке невозможно было попасть в вагон, и меня через окно поезда забросили прямо на вторую полку. Состав отправился... и вдруг остановка на станции Синельниково – бомбили поезд, нас, пассажиров, срочно высадили в поле, где мы укрылись … Налет прошел, к счастью, не повредив состав, … и мы доехали до Москвы.

Не успели обосноваться дома, как вскоре – опять эвакуация. В середине октября 41-го немцы уже стояли под Москвой.  Все театры столицы одновременно в 1-2 дня спешно эвакуировались. Была паника, кругом слезы, рыдания, трагедии – разбивались семьи. Малый театр отправили в Челябинск, а Большой театр – в Куйбышев (ныне Самара). Правда, уехали не все – филиал Большого театра остался работать в Москве. В Куйбышев был отправлен и дипломатический корпус, там был устроен и бункер для Сталина. – Этот город на время   войны стал второй (запасной) столицей и был на особом положении. 

До войны, по примеру своих старших сестер Тани и Лизы, я поступила в хореографическое училище и успела проучиться там 2 года. Наше училище было эвакуировано в город Васильсурск, что недалеко от Углича. А меня с родителями по линии кинопроизводства «Союздетфильм» посадили в Москве на пароход, который прошел по Москве-реке, Оке,  Волге, Каме, реке Белой и прибыл в августе в Уфу. Местом нашей эвакуации был поселок Шакша, что в 20 км от Уфы. Кстати, на том же пароходе в Уфу со мной ехал и Лёша Спивак (известный щелыковец), так как его мать Дора работала в кино».

В годы войны столица Башкирии, расположенная вдалеке от линии фронта, превратилась в один из тыловых центров. Сюда были эвакуированы многие заводы, госучреждения и даже Исполком Коммунистического интернационала. Здесь жили известные деятели науки и культуры. 

Вот что вспоминает Наталья Михайловна о жизни в эвакуации. «Помню, как в Уфе мы с мамой таскали от железных дорог антрацит для топки печей. Там мы узнали, что такое голод, у меня началась цинга, распухли ноги, а мама заболела брюшным тифом и её обрили наголо. В Уфе мы были до марта. Сестры, купив билеты, вызвали нас в Куйбышев, и мы поехали. Хорошо помню, как там в честь Международного женского дня 8 марта выдавали пайки. С едой в Куйбышеве было прилично.  А расселили Большой театр в двух школах. Артисты жили в классах, как в общежитиях, через занавески. Слышно было, как кто-то играет на скрипке, а кто-то распевается. Потом дали комнатушку, где я была с мамой и папой. Я спала на полу у батареи и один раз ночью крыса укусила меня за палец. 

В Куйбышеве мы не пропускали ни одно представление. Большой театр на куйбышевской сцене показывал оперы и балеты. В балетных спектаклях были заняты и мои сестры Таня и Лиза. Помню, как в театр приехал Шостакович, исполняли его знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Там же мы узнали, что появилась замечательная балерина Майя Плисецкая. В эвакуации балетом я не занималась, были только школьные занятия. Но, что еще важно, там я начала заниматься английским языком. Нас, группу подростков собрали в языковой кружок. Эти занятия заложили основы знания иностранного языка и  в будущем мне  очень помогли, я хорошо говорила, даже давала интервью и переводила. 

Интересный, знаменательный факт из жизни нашей семьи. В то время, когда мы с Большим театром еще оставались в Куйбышеве, Малый театр уже возвращался из эвакуации в Москву. Из Челябинска в поезде ехали: Пров Михайлович, Анна Владимировна (Дурова), их сын Пров Провович и Михаил Михайлович Садовские.  В Куйбышеве у поезда была 15-минутная остановка. На станции проезжающих встречали три сестры: Елизавета Михайловна, Татьяна Михайловна, я (мне тогда было 13 лет) и наши папа и мама. – Единственный раз за время войны, когда вся семья Садовских собралась вместе. А в сентябре 43-го, с Большим театром и мы вернулись в Москву. Я снова стала заниматься в хореографическом училище. Жизнь продолжалась… а война близилась к концу».

Дальнейшая жизнь Натальи Михайловны была прочно связана с балетом. После окончания Московского хореографического училища, с 1947 года Н.М. Садовская вошла в состав балетной труппы Большого театра. В 1968 году она окончила театроведческий факультет ГИТИСа и стала художественным руководителем групп классического балета, готовила программы для гастрольных турне по городам России и странам Европы. Наталья Михайловна была организатором и режиссёром балетных фестивалей в России, Беларусии, Бурятии, Татарстане, Якутии.  С 2002 года она преподавала в школе Лавровского. Н.М. Садовской присвоено звание «Рыцарь балета», она лауреат премии «Душа танца», заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия) и Республики Татарстан.

Фото:
1.Н.М. Садовская.
2.Эмблема киностудии «Союздетфильм».
3.Н. Садовская в фильме «Рваные башмаки».
4.Н. Садовская в фильме «Весенний поток».
5.Здание театра в Куйбышеве.
6.Афиша «Седьмая симфония Шостаковича», 1942 год.

 

  • Фотогалерея

 

 

 

  

     

 
                                                                   

 

Мы используем cookie

Во время посещения сайта вы соглашаетесь с тем, что мы обрабатываем ваши персональные данные с использованием метрических программ

Понятно, спасибо