17 января 2018 г.
В библиотеке открылась книжно-иллюстративная выставка «Столп артистизма (к 155-летию со дня рождения К.С. Станиславского)». На ней представлены книги о жизни и творчестве создателя «Системы Станиславского», его статьи, речи, заметки, письма. Здесь можно познакомиться с воспоминаниями о К.С. Станиславском.
Выдающийся актёр, режиссёр, теоретик искусства родился 17 января 1863 года в Москве в семье промышленника. Родители увлекались театром и построили в загородном имении флигель для домашних представлений. На любительской сцене в доме на Покровском бульваре в 1884 году состоялось первое выступление Константина Алексеева в роли Подколесина в гоголевской «Женитьбе».
Вместе с певцом Ф.П. Комиссаржевским и художником Ф.Л. Соллогубом Станиславский разрабатывает проект Московского общества искусства и литературы (МОИиЛ), вкладывает в него личные средства. Он берёт сценический псевдоним Станиславский и приобретает известность. Его искусство сравнивали с игрой профессионалов, и часто в пользу актёра-любителя.
В 1897 году состоялась легендарная 18-часовая беседа режиссёра В.И. Немировича-Данченко и Станиславского о театре, а летом 1898 года в подмосковном дачном посёлке Пушкино началась работа труппы Московского Художественного театра (МХТ). Первой постановкой стала трагедия «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого. Станиславский считал, что с этой пьесы началась историко-бытовая линия театра.
С творчеством А.П. Чехова режиссёр связывал другую линию – интуиции и чувства, куда причислял также «Горе от ума» Грибоедова, «Братьев Карамазовых» Достоевского. В ходе работы над пьесой М. Горького «На дне» режиссёр посещал ночлежки, замечая нюансы, потом воплощенные на сцене (например, башмаки, завёрнутые в верхнюю одежду, на которых спит Сатин).
Станиславский верил Немировичу-Данченко, что роли трагического склада – не его амплуа. Шедевром артиста на мхатовской сцене стала роль Астрова («Дядя Ваня» Чехова), а дуэт Вершинина – Станиславского и Маши – Книппер-Чеховой («Три сестры») вошёл в сокровищницу сценической лирики.
Режиссёр ставил все новые задачи в актёрской профессии, создавал систему, дающую возможность творить по законам «искусства переживания». Ее целью стало достижение полной психологической достоверности актёрских работ.
В 1921 году Станиславский ставит «Ревизора» Гоголя, а спектакль «Горячее сердце» Островского стал ответом критикам, утверждавшим, что Художественный театр мёртв. При поддержке М. Горького в 1932 году театр получил название «МХАТ СССР». В те годы ставят «Таланты и поклонники» А.Н. Островского, «Мольер» М.А. Булгакова. Одним из первых Станиславский был удостоен звания народного артиста СССР (1936).