МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

К 145-летию со дня рождения В.Э. Мейерхольда

 8 февраля 2019 г.
В библиотеке открыта книжная выставка – «Мятежный гений», посвящённая 145-летию со дня рождения В.Э. Мейерхольда, русского актёра, режиссёра, педагога и теоретика театра.
На выставке представлены книги о жизни и творчестве Мейерхольда. Здесь можно познакомиться с его статьями, письмами, беседами, речами, а также лекциями по актёрскому и сценическому мастерству и режиссуре. 

Всеволод Эмильевич Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе, в семье владельца водочного завода, выходца из Германии. Окончил гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета, однако вскоре покинул его и был принят в Музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества, которое окончил вместе с О.Л. Книппер и И.М. Москвиным, занимался под руководством В.И. Немировича-Данченко.

Мейерхольд выступал в любительских спектаклях с 18 лет, приезжая летом на каникулы, играл в пензенском Народном театре.
В 1898 году вступил в труппу созданного тогда МХТа. На открытии театра играл роль Василия Шуйского в пьесе А.К. Толстого «Царь Фёдор Иоаннович». На сцене Художественного театра сыграл Треплева и Тузенбаха в пьесах Чехова, Мальволио в «Двенадцатой ночи» Шекспира. 

В 1902 году организовал труппу, получившую название «Товарищество новой драмы», выступали в Херсоне, Николаеве, Тифлисе. Мейерхольд поставил 170 спектаклей, среди них по пьесам А.Н. Островского - «Женитьба Бальзаминова», «Свои люди – сочтёмся», «Поздняя любовь», «Василиса Мелентьева», «Женитьба Белугина», «Счастливый день», «Грех да беда на кого не живёт», «Лес», «Бешеные деньги», «Бедность не порок», «Волки и овцы», «Бесприданница» и «Снегурочка». Нередко он выступал как актёр, одна из его ролей - Нароков в «Талантах и поклонниках». 

В 1906 году он был приглашён В.Ф. Комиссаржевской в Петербург в качестве главного режиссёра её собственного Драматического театра. За один сезон поставил 13 спектаклей, среди них «Балаганчик» А. Блока, «Жизнь человека» Л. Андреева. Мейерхольд утверждал принципы условного театра, основное внимание уделяя живописно-декоративной гармонии спектакля. Сотрудничество Мейерхольда и Комиссаржевской закончилось разрывом. 

С 1908 года Мейерхольд служил в Александринском театре, где в 1916 году поставил «Грозу» Островского. В Мариинском театре - несколько опер, среди них «Снегурочка» Римского-Корсакова. 
В 1913 году была организована Студия В. Мейерхольда, где большое внимание уделялось технике сценического движения. 

После революции режиссер ставил зрелищные агитационные спектакли, это «Мистерия –Буфф», «Клоп», «Баня» по пьесам В. Маяковского.
В 1920 году в Москве был создан Театр Мейерхольда, с 1923 год - Театр имени Вс. Мейерхольда (ТИМ), а затем – Государственный театр имени Вс. Мейерхольда (ГосТИМ). Неоднозначными были обращения к русской классике – пьесам «Лес» Островского (1924) и «Ревизор» Гоголя (1926).

Не оставляя руководства своим театром, Мейерхольд был художественным руководителем Театра Революции (теперь – Московский академический театр имени В. Маяковского), где поставил в 1923 году «Доходное место» Островского. После закрытия ГосТИМа в 1938 году был режиссёром, а после смерти К.С. Станиславского и главным режиссёром Государственного оперного театра имени К.С. Станиславского. 

Жизнь выдающегося режиссера завершилась трагически: 20 июня 1939 года В.Э. Мейерхольд был арестован, 2 февраля 1940 года — расстрелян, 26 ноября 1955 года посмертно реабилитирован.

Материалы из собрания музея:
1. Фотография В.Э. Мейерхольд 1920-е годы. 
2. Макет декорации к спектаклю «Лес» 1924 г.
3. Фотография. Сцена из спектакля «Лес» 1924 г. 
4. Программа

  • Фотогалерея