МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Зонтик, XIX в.

Зонты в фондах музея.

В фондах музея хранится небольшая коллекция дамских и мужских зонтов ХIХ и начала ХХ веков. 

Дамские зонты предназначались для защиты от солнца. Среди них есть зонты-трости и небольшие зонтики с короткими рукоятками. Небольшие дамские зонтики были очень популярны на протяжении всего ХIХ века, как в Европе, так и в Росси. К сожалению, таких зонтиков в нашей коллекции всего два. Это зонтики с черными кружевными куполами и резными рукоятками из слоновой кости 

Мужских зонтов в коллекции музея тоже два – это зонты-трости с черными шелковыми куполами. У одного из зонтов рукоятка выполнена в форме собачей головы.

Зонт всегда был одним из самых востребованных аксессуаров, как у женщин, так и у мужчин. На протяжении несколько столетий он оставался и остается незаменимым спутником в дороге, путешествии, прогулке.

Идея носить «крышу» над головой возникла у людей еще в XI веке до нашей эры. Именно это время считается временем изобретения зонта. Родиной зонта считают Китай или Египет.

Существует история о древнем китайском плотнике, который первым смастерил прототип зонта для своей любимой жены, желая уберечь ее от палящих лучей солнца. Купол, а вернее укрывающий от солнца круг, был сделан из прочной рисовой бумаги, а прутики и рукоятка – из дерева.

Это изобретение очень понравилось китайскому императору, и он забрал его себе в исключительное пользование. С тех пор, зонт стал отличительным знаком и привилегией избранных.

Приблизительно к концу ХVII века зонтик прочно становится обязательной частью дамского туалета. Выбор зонтика – своего рода искусство. Его всегда очень тщательно подбирали к дамскому платью, шляпке и перчаткам. Зонтик должен быть не слишком тусклым и не слишком ярким, не слишком маленьким, или же слишком плоским или выпуклым. Плоский зонт принижает фигуру, а очень выпуклый производит впечатление высокого роста. Цвет зонтика так же имеет большое влияние на цвет лица. При ярком румянце не следует носить зонтик, который придает коже еще большую красноту.

Зонтики разделялись на городские для гуляния, зонтики для путешествий, без кружев, и зонтики для деревни из ситца с оборкой. Так же были популярны японские зонтики из разрисованного щелка и бумаги, с бамбуковым каркасом и ручкой. 

Мода добавляла свои нюансы в оформлении зонта: кружево, бахрому, перья, вышивку, набивной рисунок. Ручки были своего рода украшениями и отличались вычурностью и неслыханной роскошью: они выполнялись из слоновой кости, оникса, перламутра, коралла, черепаховых пластин, иногда покрывались сеткой из драгоценных металлов. Часто ручка была украшена монограммой владелицы.

В середине ХVIII века в Англии появились зонты для укрытия от дождя. Первыми такими зонтами стали пользоваться мужчины. Они весили около пяти килограммов: промасленный шелк натягивали на основу из дерева или китового уса. В 1852 году англичанин Сэмюэл Фокс изобрел более легкий стальной каркас, что позволило наладить массовое производство зонтов.

В России зонты для защиты от дождя и солнца появились поздно, к концу ХVIII века. До этого укрытием от дождя служила специальная одежда – епанча, однорядка или кафтан с капюшоном. От жары же старались укрыться в прохладной тени, от ярких лучей солнца защищали голову разнообразными головными уборами.

В ХIХ веке в России появились специальные зимние зонты от ветра и снега. Эти шикарные зонты были оторочены разнообразным мехом.

В начале ХХ века появляется мода на зонты с очень выпуклым куполом. Это было обусловлено изменением формы и увеличением объемов шляпок. Некоторые зонты стали походить на колокол, другие – на тюльпан. К 1913 году сложились три типа дамских зонтиков: с высоким куполом (фасон «Клеш»), с высоким, но менее выгнутым куполом (так называемый фасон «Пирамида»), и с низким куполом (фасон «Амбре-Помпадур»). Их ручки было принято украшать ленточками или вышитым шнуром с помпонами и кисточками.

В настоящее время зонты по-прежнему востребованы. Их виды и формы очень разнообразны. Механизмы зонтов совершенствуются. Но, к сожалению, зонты массового производства уже невозможно назвать произведениями искусства, они утратили свою былую роскошь и изящество, став для современного человека обычным бытовым предметом, под куполом которого можно укрыться от дождя и солнца.

Шибаева Л.В.