МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Зарубежная поездка А.Н.Островского. 1962 г.

К началу 60-х годов толпы русских хлынули за рубеж. Ехали в Европу и писатели, чтобы самим взглянуть, что это за край. В 1862 году А.Н.Островский пересекает границу, ему хочется новых картин, свежих впечатлений, отдыха душе.

Островский смолоду не любил путешествовать один, ему нужна была компания. Спутниками драматурга стали артист Александринского театра Иван Федорович Горбунов и Макар Федосеевич Шишко, известный химик, заведовавший долгое время освещением сцен  петербургских театров.

Такой компанией 2 апреля путешественники отправились за границу. Со своими спутниками Островский посетил Германию, Австрию, Италию, Францию, проехал по железной дороге почти десять тысяч верст, а еще плыл и пароходом по Средиземному морю, пересекал Альпы в дилижансе и через Ла-Манш переправлялся паромом.

Где только не побывали они, чего не нагляделись за эти два весенних месяца! Одни города и местности сменялись другими. Последнюю запись в своем дневнике Островский сделал в Турине.

После Турина Островский оставляет перо, и лишь изредка шлет короткие послания московским друзьям. Из этих немногочисленных сообщений, можно судить, что Париж не оставил Александра Николаевича равнодушным. «Огромный и богатый город, что его не только в два дня, а и в неделю не осмотришь хорошенько»,- сообщает Островский с непосредственностью человека, впервые попавшего в «мировую столицу».

Пребывая  почти все время в состоянии умиления от изобилия красоты, Островский думает о России. Ему трудно понять и тем более объяснить соблазнительность комфорта, приличий и удобств с мелочностью, расчетливостью и «усредненностью» чувств.

Оказавшись на улицах города, понимаешь сравнение Парижа с Вавилоном.  Везде многочисленная толпа, в которой французская речь мешается с многоязычным говором туристов разных стран. Попадая туда, человек обезличивается, становится подвластным вкусам буржуа и их взглядам на жизнь. Вот почему парижской публикой так и не была понята Катерина с ее глубиной чувств и трагической гибелью. «Гроза» показалась произведением не современным, а относящимся к далекому прошлому.

Многих русских встречают путники в Париже: Шевырева, Тургенева, Кавелина, Писемского, Григоровича и известного фотографа  Левицкого, сфотографировавшего  шесть лет назад сотрудников «Современника».В Париже Островский встречается и с французским литератором и переводчиком  пьесы «Воспитанница» Делаво. 

Вот и Франция оказалась позади, а впереди у путников  сквозь туман проглядывают берега Англии.

О посещении Парижа и Лондона можно судить по дневнику Горбунова.

Драматург, привыкший воспринимать жизнь слухом, стал теперь особенно остро видеть: он то и дело сравнивает то, что видит с тем, что оставил дома, стараясь найти сходство,  возможность прикинуть на наш аршин. 

Путешествие по Европе закончилось 26 мая, когда друзья покинули родину Шекспира и через Берлин выехали в Россию.

После возвращения из заграничного путешествия Александра Николаевича охватило жадное нетерпение - писать. Следы этого путешествия не только в дневниках и письмах, но и в творчестве драматурга. 

Чернышова Р.Н.