МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Васнецов В.М. Эскиз костюмов к опере "Снегурочка", 1881 г.

Виктор Михайлович ВАСНЕЦОВ (1848—1926), живописец-монументалист, жанрист, портретист; работал в области книжной иллюстрации, декоративно-прикладного искусства, скульптуры; выполнил архитектурные проекты.

С конца XIX века значительно возрастает роль художника в создании спектакля. Художники работают в тесном контакте с режиссером. 

К числу первых театральных художников–сорежиссеров спектакля относится именно В.М. Васнецов. Он обратился к работе в театре в первой половине 1880-х годов, в московский период его творчества. В это время он уже раскрылся как живописец русского эпоса, народного сказания, былины и песни. Его первый сценический опыт состоялся в любительском драматическом спектакле «Снегурочка» А.Н. Островского в доме Мамонтова в1881-1882 годах. Прообразом для эскизов декораций служили типичные постройки русской деревни, для гримов и костюмов – характерные крестьянские типы и народная одежда. «Берендеева слобода» представлялась Васнецовым как простая русская деревенька. Бобыль, Бобылиха, берендеи были изображены бедно одетыми крестьянами. В то же время, пользуясь натурой, Васнецов творчески театрализовал ее. Он подчеркнул особую колоритность, декоративность, самобытную красоту обыденных вещей и предметов. 

Открытие Частной Мамонтовской оперы помогло Васнецову с сотоварищами сделать этот опыт достоянием культурного общества. Эскизы и костюмы Васнецова к опере «Снегурочка» на музыку Н.А. Римского-Корсакова, поставленной в Частной русской опере С.И. Мамонтова в основе своей сохраняли первоначальное решение 1881 года, но стали более декоративными и красочными. Васнецов, следуя за автором, создал изумительную галерею образов древнего русского народа. Спустя полвека, художник И. Грабарь скажет: «Рисунки к «Снегурочке», находящиеся в Третьяковской галерее, в смысле проникновенности и чутья русского духа, не превзойдены до сих пор, несмотря на то, что целых полстолетия отделяет их от наших дней». Постановка имела большой успех, декорации Васнецова были подлинным откровением в искусстве сценического оформления.

Один из эскизов костюмов к этой постановке хранится в нашем музее.

А милый образ Снегурочки художник запечатлел особо. Картина была закончена в 1899 г. Моделью для Снегурочки выступила дочь Мамонтова Сашенька. Сказочная героиня в интерпретации Васнецова – это не просто идеальный женский образ, а выражение мечты о прекрасном. Снегурочка пленительна в своем очаровании. Ее фигура как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Автору «Снегурочки» удалось слить в высоком единстве свое видение далёкой сказочной страны и непосредственные наблюдения деревенской жизни, сомкнуть языческую древность и современное народное творчество.

В 1954 году Государственное издательство художественной литературы издало сказку «Снегурочка», иллюстрированную эскизами костюмов и декораций В.М. Васнецова. 

Сухарева Е.Н.