МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

О.Э. Озаровская "Бабушкины старины". Изд. «Огни». Петроград, 1916

Взяв в руки книгу Ольги Эрастовны Озаровской «Бабушкины старины», никто не останется равнодушным. Книга рассказывает о старой нищенке – Марии Дмитриевне Кривополеновой, которая бродила от дома к дому, от деревни к деревне, пела былины, прося подаяния, а однажды случайно встретившись с «Московкой» – Ольгой Эрастовной Озаровской, становится на склоне лет известной, покорив своими выступлениями столицы.

Автор книги – Ольга Эрастовна Озаровская. Математик (помощница Д.И. Менделеева), артистка одного из модных петербургских театров-кабаре и педагог сценического мастерства (руководитель Студии живого слова), фольклористка, собиратель устной народной поэзии, издатель знаменитых «Бабушкиных старин». 

В нашей коллекции находится первое издание «Бабушкиных старин» – былин М.Д. Кривополеновой: Издательство «Огни». Петроград, 1916 г. 

Книга начинается очерком О.Э. Озаровской о пинежской Махоне, МарииДмитриевне Кривополеновой. Нелегка судьба этой женщины.

Выросла Мария Дмитриевна Кривополенова на Севере, на реке Пинеге. Край этот сказочный. Маленькой девочкой, вместе со своими братьями и сестрами слушала старого, таинственного, много видевшего деда. Дед пел былины: длинные-длинные про Илью Муромца, а мог петь ту же только «коротеньку».

Машутка все упомнила и пронесла сквозь скудную, тяжелую жизнь драгоценный светильник поэзии и донесла, уже старческими руками до большого города, ей на улыбку и на старость.

Жизнь Маши была очень тяжелая. С десяти лет пришлось побираться. Прошли годы. Выдали замуж. Хоть и работница была Маша, а хозяйство все кривилось: дети умирали, мужа убили, осталась одна дочь. Дочь вышла замуж, хоть и старалась приютить мать, да откуда возьмешь, когда у самой ребятишки впроголодь живут.

И на старости лет, с корзиной в руках, крошечная, сморщенная Марьюшка бегала по деревням, собирала кусочки. Белые внучатам несла, черные сушила и в лавочку продавала. Ночевала, где Бог приведет. И так до 72 лет дожила до счастливой встречи.

Собралась Бабушка однажды в дальний путь. Из деревни в Архангельск, говорят, там хорошо подают. Сел корабль на мель, и ничего не осталось делать, как сойти с корабля в городе Пинеге. Новый домик и приманил бабашку, где и произошла встреча с «Московкой»– О.Э. Озаровской (в это время она была в экспедиции, собирала фольклор севера и мечтала услышать, как былину поют). 

Нельзя было не полюбить бабушки с первой встречи. А когда рассыпала она старинный словесный жемчуг, ясно стало что перед ними настоящая артистка.

Случайная встреча двух сердец, талантливых и так любящих народную поэзию, открыла новые счастливые страницы жизни обеих женщин.

Озаровская вывезла Марию Дмитриевну в Москву, в Петроград, совместные концерты проходили в Твери и Саратове. Маленькая, сухенькая – а дыханье, как у заправского певца! Три зуба во рту – а произношение четкое на диво! 72 года, а огня и жизни – на зависть молодым!

Газета «Русское слово», например, о выступлении артисток в Москве в Политехническом музее, состоявшемся 26 сентября 1915 года, писала следующее: «Перед успехом маленькой, сухонькой старушки в расписных валенках и пестром платочке померк даже успех О.Э. Озаровской, удачно с подлинным юмором передавшей несколько былей и сказок, записанных со слов северных сказочников».

Представленные в книге былины, записаны с голоса сказительницы М.Д. Кривополеновой. В комментариях автор объясняет особенности произношения сказительницы и той местности, где она выросла, почему былины, бедный по музыке мотив нельзя назвать песней, а вот случай с бабушкой Марией Дмитриевной особенный, и то, что Мария Дмитриевна, называла одним словом «Старины» разделяют на несколько видов эпических песен: былины («Соловей Будемерович и Запава Путевисьня», «Илья Мурович и Калин-царь», «Илья Мурович и чудище», «Молодость  Добрыни и бой его с Ильей Муровичем», «Купанье Добрыни и бой его со Змеем Горынищем»), исторические («Иван Грозный», «Кастрюк», «Смерть князя Долгорукого», «Усишша»), баллады («Князь Дмитрий и Домна», «Молодец Добрыня губит невинную жену», «Князь Михайло»), духовные стихи («Вознесение», «Микола», «Михайло-архангел», «Егорей») и скоморошьи («Небылица в лицах» и «Виноградье»).

В комментариях автор не устает удивляться Марией Дмитриевной: как прекрасно она держалась на сцене, покоряя сердца тысячи зрителей, а вот огромный город ее не покорил ни своими магазинами, ни трамваями, ни широкими улицами.

Слуховые нотные записи кривополеновских старин и духовных стихов, данные в конце книги, принадлежат Вячеславу Гавриловичу Каратыгину (1875–1925), известному музыкальному критику, композитору и педагогу.

Книжка вышла не только интересной по содержанию, но и весьма стильной по оформлению. Обложка — внешне очень скромная, но отсылающая читателя стилизованными буквицами к русской старине — была оформлена талантливой художницей Екатериной Васильевной Гольдингер (1881–1972). 

Два фотопортрета М.Д. Кривополеновой, представленные в книжке, были сделаны А. Черепановой и А. Антоновой в Петроградском фотоателье «Atelier Genre Gravure». На одной фотографии М.Д. Кривополенова лукаво улыбается, на другой серьезно и печально смотрит куда-то в землю. 

Очень простая, ничем не привлекательная на первый взгляд книга, стала кладом, она в любую минуту, стоит только взять ее в руки, расскажет то, что хранилось многие сотни лет, вовлекая и унося читателя к корням народного творчества.

Стрелинская С.Н.