МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Москва в жизни А.Н. Островского

С Москвой связаны самые важные события жизни и творчества А.Н. Островского.  

«Коренной житель Москвы», - так называл себя Островский. В Москве, в Голиковском переулке, он родился,  детские юношеские годы прошли в Монетчиках и на Житной улице. Москва для Островского это и Николоворобинский переулок, и Волхонка, где Островский проживет последние десять лет. Это Тверская, где находилась гостиница «Дрезден» - последнее пристанище драматурга.

Москва Островского – это и Первая Московская губернская гимназия, которую Островский окончит в 1840 году. Это и Московский университет, на юридический факультет он поступит по настоянию отца. Но не юридическую карьеру Островский считает важным в своей жизни: все чаще и чаще он думает о литературе. На осуществление этой мечты будущий драматург мобилизует всю свою энергию. По окончании второго курса университета он подает прошение об отчислении из университета.

Если бы Островский окончил университет, «попал бы в гражданскую или уголовную палату или какое-нибудь правительственное учреждение, обратился бы в чиновника, и бог знает, всплыл ли бы его талант, составляющий теперь гордость русской литературы» (П.М. Невежин. Воспоминания об А.Н. Островском. М., «Художественная литература», 1966, С.261). 

В 1843 году поступит канцеляристом в Московский совестной суд, а двумя годами позже –  Московский коммерческий суд. Выражаясь словами Досужева («Тяжелые дни») «здесь что ни дело, то комедия». Наблюдения и впечатления этого периода Островский использовал в своих произведениях. По воспоминания современников драматург говорил, что не будь он «в такой передряге» не написал бы «Доходное место».

Именно с Москвой связаны самые важные события жизни и творчества А.Н. Островского. Здесь он состоялся как писатель: в 1847 году в «Московском городском листке» напечатано его первое произведение «Картина семейного счастья».  Первое чтение комедии состоялось на квартире С.П.  Шевырева, после которого тот выразил восхищение: «Поздравляю вас, господа, с новым светилом в отечественной литературе!». 

Здесь же,  в Москве, он проявил себя как драматург: в 1853 году на сцене Большого театра состоялся его дебют – постановка пьесы «Не в свои сани не садись». 

Еще в университетские годы Островского неудержимо влечет театр. Малый театр тогда называли «вторым Московским университетом», актеры и профессора поддерживали тогда тесные дружеские отношения, а студенты, до отказа заполнявшие раек, были его постоянными посетителями. Завсегдатаем среди них был и Островский. 

Дружба с актерами сохранится на долгие годы. Глубочайшее знание актерского быта, жизни сцены позволило ему впоследствии написать такие пьесы как «Таланты и поклонники», «Лес», «Без вины виноватые».  

Связанный тесными узами с Москвой, драматург проникся к ней горячей любовью, нашедшей свое выражение в его письмах, дневниках и творчестве. «М.Н.Островский, его родной брат, делавший блестящую карьеру в Петербурге, не раз уговаривал драматурга переехать на постоянное место жительства на берега Невы. Он доказывал Александру Николаевичу, что Петербург с его кипучей жизнью, многочисленными издательствами и журналами откроет ему возможности материального и литературного преуспевания. Драматург отвечал решительным отказом. Так же твердо он держался и при последующих уговорах брата ”жить вместе” в Северной Пальмире» (Ревякин А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н. Островского. М., 1967, С.37)

Уезжая из Москвы, он скучал по ней, вспоминал ее облик, улицы. «Я рвусь в Москву»  - пишет он в 1860 году из Ялты П.М. Садовскому. «Прощай, Москва – золотые маковки», - записывает в дневнике, отправляясь в путешествие по Верхней Волге. 

Ему приходилось часто выезжать в Петербург для постановок своих пьес, но постоянным его местопребыванием оставалась Москва. Он был москвичом даже по своей внешности.  «У него был типичный московский облик, но не совсем заурядный – в нем сразу чувствовался большой человек. Широкий лоб, умные глаза, приветливость составляли основные черты этого облика» - отмечает Головин А.Я. (Головин А.Я. Встречи и впечатления. М., Искусство, 1966, С.4)

Как человек влюбленный в свой город, сознававший себя его частичкой, Островский видел изменения, которые происходили в жизни города, хорошо знакомого ему московского быта. Москва 60-х годов уже не была той мирной Москвой, где «наслажденьям знаю цену, где мирно дремлют наяву», как некогда писал Пушкин.

В 1881 году он писал: «Москва уж теперь не ограничивается Камер-коллежским валом, за ним идут непрерывной цепью, от московских застав вплоть до Волги, промышленные фабричные села, города и составляют продолжение Москвы».

Драматург осознавал значение Москвы и как культурного центра: «В Москве могучая, но грубая крестьянская сила очеловечивается», - утверждает он. 

Ожимкова В.В.

Подробнее см.:
А.Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И.А. Овчинина – Кострома: Костромаиздат; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012, С. 259-260

Ожимкова В.В. А у нас за Москвой-рекой (Москва в судьбе и произведениях 
А.Н. Островского) / А.Н. Островский. Материалы и исследования: Сб.статей // Ред. и сост. 
И.А. Овчинина. - Шуя, ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. С. 232-240

Ревякин А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н. Островского. М., Московский рабочий, 1962