МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Михаил Михайлович Достоевский. К 195-летию со дня рождения

Достоевский Михаил Михайлович (1820 – 1864) – русский писатель, журналист, переводчик. Издатель и редактор журналов «Время» и «Эпоха». Старший брат Ф.М. Достоевского, с которым его сближала общность литературных интересов  и глубокая взаимная привязанность. «Любить тебя это для меня вполне потребность», - писал Ф.М. Достоевский брату в 1840 году. 

С детства М.М. Достоевский много читал, пробовал писать стихи, обменивался с братом литературными впечатлениями и восторгался произведениями Пушкина. Когда он семнадцатилетним юношей вместе с братом приезжает в Петербург для поступления в Главное инженерное училище и первое, что они хотели сделать – посетить квартиру Пушкина, бывшего идеалом обоих братьев. Ф.М. Достоевский в своем «Дневнике писателя» за 1876 г. писал: «Брат писал стихи, каждый день стихотворения по три, и даже дорогой, а я беспрерывно  в уме сочи¬нял роман из венецианской жизни. Тогда, всего два месяца перед тем, скончался Пушкин, и мы дорогой сговаривались с братом, приехав в Пе¬тербург, тотчас же сходить на место поединка и пробраться в бывшую квартиру Пушкина, что¬бы увидеть ту комнату, в которой он испустил дух».

Не поступив в Главное инженерное училище (ошибочно был признан чахоточным), Михаил Михайлович определился в январе 1838 г. на военную службу кондуктором 2-го класса; в сен¬тябре произведен в юнкеры, в 1841 г. – в инже¬нер-прапорщики. Служил при Петербургской и Ревельской инженерных командах. 

Выйдя в отставку с чином прапорщика, он занимается литературой. Печатает ряд повестей  в «Отечественных Записках»: «Дочка», «Господин Светелкин», «Воробей» (1848),    «Два старичка» (1849), «Пятьдесят лет» (1850), комедию «Старшая и меньшая» (1851)  критические статьи о Жуковском и о новейших русских писателях в журнале «Пантеон» (1848 и 1852 гг.). Кроме того занимается переводом  поэмы Гёте «Рейнеке-Лис», напечатанной в «Отечественных записках»(1848) и драмы  Шиллера «Дон-Карлос» в «Библиотеке для чтения» (1848). 

Под влиянием Достоевского Михаил Михай¬лович познакомился с сочинениями Фурье и сблизился с кружком петрашевцев. Два месяца в 1849 г. он находился в Петропавловской крепости  под арестом и был осво¬божден во многом благодаря Достоевскому, доказавшему на следствии его непричастность к деятельности петрашевцев. Негласный надзор над Михаилом Михайловичем сохранился до конца жизни. В 1850-е гг.  занимается больше частным предпринимательством (табачная фабрика и магазин), изредка публикуя лишь переводы.

В 1861 году после возвращения из ссылки Ф.М. Достоевского Михаил Михайлович издает вместе с ним под своим официальным редакторством журнал «Время». Идея создания журнала пришла М.М. Достоевскому еще в 1858 году. Осуществить идею получилось только три года спустя. Причем Михаил Михайлович целиком взял на себя организационно-финансовую сторону дела, осуществляя подбор авторов и ведя с ними переговоры, выступая иногда в качестве соавтора Ф.М. Достоевского, 

М.М. Достоевский стремился с момента основания журнала привлечь в него Островского.   В журнале «Время» были опубликованы две пьесы Островского: «За чем пойдешь, то и найдешь» (Женитьба Бальзаминова)  и «Грех да беда на кого не живет». Примечательно и то, что здесь нашли место критические статьи, посвященные его пьесам, их писали Ап. Григорьев и Н.Страхов, Ф.М. Достоевский. 

Посылая в редакцию пьесу «За чем пойдешь, то и найдешь» (Женитьба Бальзаминова), драматург писал: «‹…› Когда прочтете эту вещь, сообщите мне в нескольких строках Ваше мнение о ней, которым я очень дорожу. Вы судите об изящных произведениях на основаниях вкуса; по-моему, это единственная мерка в искусстве ‹…›  Еще просьба, прикажите получше смотреть корректуру». М.М. Достоевский сообщал автору: «Ваши ”сцены”, за которые приношу Вам большую благодарность, уже отпечатаны. Цензура обошлась с ними самым почтительным образом – не выкинула из них ни слова. Корректуру держал я, и, надеюсь, Вы будете довольны». 

Летом 1862 года Островский обещал новую «Грех да беда на кого не живет», журналу братьев Достоевских, а в октябре М.М. Достоевский уже напоминал драматургу об этом обещании. По окончании работы над пьесой было изготовлено несколько копий, одна из которых в декабре поступила в журнал «Время». «Драма Ваша уже в наборе, и к Вашему приезду, я надеюсь, корректуры будут уже готовы», - писал драматургу М.М. Достоевский.

В начале 1863 года, апреле, журнал «Время» был закрыт царским указом. Как ни бились братья Достоевские, спасти и возобновить журнал им не удалось. В 1864 году Михаил Михайлович начал издание  журнала «Эпоха», которому Островский намеревался дать свою новую пьесу, но не успел из-за его закрытия (в мае того же года М.М. Достоевский умер). После неожиданной смерти Михаила Михайловича, которая явилась катастрофой для Ф.М. Достоевского, писа¬тель принимает на себя его долги и заботу о его семье.

Памяти Михаила Михайловича Достоевский посвящает некролог «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском», примечание (к статье Н. Стра¬хова «Воспоминания об Аполлоне Александ¬ровиче Григорьеве») и главу «За умершего» в апрельском выпуске «Дневника писателя» за 1876 г. В некрологе «Несколько слов о Михаиле Михайловиче Достоевском» Достоевский писал: «Михаил Михайлович был редактором по преимуществу. Это был человек, с уважением относившийся к своему делу, всегда сам занимавшийся им, никому не доверявший даже на время своих редакторских обязанностей и работавший беспрерывно. Он был человек образованный, развитый, уважавший литературу и сам литератор, страстно любивший поэзию, и сам поэт. С жаждой идеала и с потребностью нравственного убеждения он принимал свои убеждения самостоятельно и не прежде, как пережив их в себе, так сказать, органически <...>. Михаил Ми¬хайлович был человек настойчивый и энергиче¬ский. Он принадлежал к разряду людей деловых, разряду весьма между нами немногочисленному, к разряду людей, не только умеющих замыслить и начать дело, но и умеющих довести его до конца, несмотря на препятствия. К несчастию, характер покойного был в высшей степени восприимчивый и впечатлительный. При этой восприимчивости впечатлений он мало доверял их другим, хранил их в глубине себя, мало высказывался, особенно в несчастьях и неудачах. Когда он страдал, то страдал один и не обременял других своею экспансивностью. Только удачу, радость любил он делить добродушно с своими домашними и близкими; в такие минуты он не мог и не хотел быть один».

Ожимкова В.В.