МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Кустодиев Б.М. Эскиз декорации к спектаклю "Воевода". 1915-1920

Борис Михайлович КУСТОДИЕВ (1878—1927), живописец, график, скульптор, театральный художник. Художник, имя которого, также как и его произведения, стали почти хрестоматийными, художник, создавший свой особый, ни на кого не похожий, художественный мир, свою «кустодиевскую» Русь.

Учился в Академии художеств (1896—1903), с 1898 у И.Е. Репина. За картину «Базар в деревне» (1903), материалы к которой Кустодиев собрал в с. Семеновское-Лапотное (ныне Островское), удостоен звания художника и золотой медали с правом на годовую поездку во Францию и Испанию с целью совершенствования мастерства. Один из инициаторов Нового общества художников (1904); член Союза русских художников (1907—1910) и возобновленного «Мира искусства» (с 1911). С 1909 – академик Академии Художеств. 

Особое впечатление на художника всегда оказывали волжские города и села — Кострома, Кинешма, Романов-Борисоглебск (Тутаев), Нижний Новгород и др. Здесь зарождались его прославленные образы крестьянского, мещанского, купеческого быта, «ярмарки», «масленицы», «деревенские праздники», которые складывались в большие серии картин, где художник многократно варьировал исходный мотив — с неизменно красочным, пестрым, мажорным, колористически близким народному искусству эффектом. С годами в его композициях нарастает иронически-театральное начало, крепнет общее чувство идиллической, чуть печальной или ностальгической ирреальности. Сценография предстает естественным продолжением его станковых работ.

Дебютом Кустодиева как театрального художника стала постановка пьесы  А.Н. Островского «Горячее сердце» в московском Театре Незлобина (1911). Такие картины, как «Гулянье на Волге» (1909), «Ярмарка» (1906), «Деревенский праздник» (1909) показали, что он чувствует и понимает мир образов Островского, к творчеству которого художник с детства относился с большим интересом. К тому же для художника стали родными места Костромской губернии, где написаны лучшие драмы Островского: летний дом-мастерская Кустодиева «Терем» находился в Кинешемском уезде Костромской губернии, примерно в сорока километрах от Щелыкова.

Всего художником оформлено 15 спектаклей к 8 пьесам Островского: «Горячее сердце» (1911), «Гроза» (1918-1920), «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1917, 1925), «Воевода» (1913), «Волки и овцы» (1927), «Снегурочка» (1918), «Не так живи, как хочется», «Вражья сила» (1920). 

В 1920 году Кустодиев иллюстрировал «Грозу» для серии «Народная библиотека» Государственного издательства Петербурга. Кустодиев сделал рисунки пером и тушью. Книга не была напечатана, однако некоторые из иллюстраций ("Гуляние в общественном саду на берегу Волги" и "Дикой и Кабанова у ворот дома Кабановых") позднее были опубликованы: в издании "А.Н. Островский в портретах и иллюстрациях", Л., «Учпедгиз», 1949 г., под редакцией А.И. Ревякина, а также эскиз Обложки и иллюстрации "Дикой" и "Кабаниха" в монографии М.Г. Эткинда "Борис Кустодиев" М., "Советский художник", 1982 г.

Кустодиев первым из наших художников выразительно показал, что быт в пьесах Островского не просто карнавал красочной предметности, не только лицевая сторона медали, не нарядные нашивки на театральном мундире. Это не фон, не среда – это почва, в которой рождаются и зреют герои и конфликты пьес Островского, составная часть их души. Отличительной особенностью Кустодиева, как театрального художника является то, что его эскизы никогда не бывали безжизненны. Как и его картины, они живут полнокровной жизнью. В них всегда живут персонажи, словно на мгновение застывшие в характерных позах. 

В фондах «Изобразительное искусство» музея-заповедника хранятся 24 работы художника. Среди них карандашные наброски, этюды, эскизы декораций и костюмов, бутафорские работы. В коллекции «Фотографии» хранятся фотографии дочери художника Ирины Борисовны Кустодиевой на отдыхе в Щелыкове, сделанные в 1975 году. Две фотографии из семейного альбома Кустодиевых в 2009 году подарила музею внучка художника Татьяна Кирилловна Кустодиева.

Сухарева Е.Н.