МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Кугель Александр Рафаилович

Александр (Авраам) Рафаилович Кугель (1864-1928) – театральный и литературный критик дореволюционной России, публицист, драматург, мемуарист, режиссер, создатель  театра «Кривое зеркало». 

Александр Рафаилович Кугель родился в 1864 году в небольшом белорусском городке Мозыре. После окончания черниговской гимназии, поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но стать адвокатом ему не довелось. Еще на студенческой скамье он мечтал о профессии литератора и стал сотрудничать в газетах. Сначала – в провинциальных, затем – в столичных. 

Первое время его уделом был репортаж, затем он перешел к статьям и фельетонам на «темы дня». В столице он сотрудничал в «С.-Петербургских ведомостях», позже в «С.-Петербургской газете». Он работал упорно и неустанно, добиваясь отточенности литературного языка, остроты излагаемой мысли. Он по многу раз переделывал статьи и фельетоны, шлифуя строку за строкой, чтобы достичь отделанности каждой фразы. Имя  Кугеля стало широко известно. А вскоре совсем оставил публицистику и стал блистательным театральным хроникером. Профессия театрального критика, возможность писать в газете о текущих событиях сценической жизни сразу же увлекли Кугеля. Его фельетоны и театральные рецензии публиковались под псевдонимами «Homo Novus», «Н. Негорев», «Квидам».  

Кугель чувствовал потребность в создании собственной газеты или собственного журнала. Так, в 1897 году возник журнал «Театр и искусство» (1897-1918). Официальной издательницей была его жена Зинаида Холмская, актриса Суворинского театра. С той поры, на протяжении двадцати лет, почти вся деятельность его как театрального писателя связана с этим журналом. Журнал был в основном рассчитан на актерскую массу и занимал первое место среди театральных изданий России: Кугель пригласил квалифицированных авторов, статьи в журнале всегда отличались информационной насыщенностью, высоким художественным уровнем. 

Согласно характеристике, данной Кугелю Энциклопедией Брокгауза и Ефрона, будучи «старовером» в вопросах театра и считая самым существенным на сцене актерскую «смелость, яркость и силу, то есть способность экспрессии и выразительности», Кугель горячо выступил в конце прошлого века против «символизма, декадентства и фантастических сказаний в театре», которые, по его мнению, «совершенно чужды и художественным вопросам вообще, и нашим национальным в особенности». 

Резко отрицательно относясь к «новым течениям» в театральной жизни, Кугель являлся одним из идейных противников московского Художественного театра.  Не смотря на то, что его связывала многолетняя крепкая дружба с В.И. Немировичем-Данченко, критик систематически нападал на  театр, в основном за то, что театр делает упор не на талант актеров, а на «вещественное оформление», на идеологию, то есть режиссерские решения придавливают актерское мастерство. Немирович-Данченко отмечал: «Не было у Художественного театра большего врага, чем Кугель».

Критиковал произведения Л.Н. Толстого и А.С. Пушкина, которые, по его мнению, «не отличаются сценичностью» и, «несмотря на высшую меру гениальности, мало что принесли театру». О «Чайке», к примеру, Кугель писал, что «вся беда в том, что г. Чехов едва ли знает, к чему он все рассказывает».  Другое дело – любимый драматург публициста – Александр Николаевич Островский.  Его восхищает «театральность» Островского. Он обнаруживает ее в том, что почти в каждом произведении автора «Леса» и «Бесприданницы» есть четкая градация «черного» и «белого». Для Кугеля Островский – это театральный эталон. А еще Шекспир. В нем Кугель видел идеальное слияние литературы и театра.

А.Р. Кугель говорил: «Зачем лгут, что Островский "устарел"? Для кого? Для огромного множества Островский еще вполне нов, - мало того, вполне современен, а для тех, кто изыскан, ищет все нового и усложненного, Островский прекрасен, как освежающий родник, из которого напьешься, из которого умоешься, у которого отдохнешь – и вновь пустишься в дорогу».

До Первой мировой войны Кугель регулярно выезжал за границу, чтобы посетить театры.   А затем грянула революция, сначала февральская, потом октябрьская. У «буржуя» Кугеля отобрали журнал. Арестовали и самого Кугеля. И только благодаря вмешательству Луначарского ему удалась избежать тюрьмы.

Лишившись своего  журнала, Кугель сосредоточился на своем старом детище – театре   «Кривое зеркало», основанном в 1908 году и ставшим популярным театром пародий.  Правда, пришлось заново перестраивать репертуар  с дореволюционного на советский. Задачу «Кривого зеркала» Кугель видел в том, чтобы «не будучи скучным, быть поучительным.., заставить, смеясь, думать, а думая, смеяться». Программы театра включали веселые пародии, фельетоны, комические сценки, вокальные и танцевальные номера. B представлениях уча¬ствовали не только профессиональные артисты, но и артисты-любители. Театр выступал не только в Петрограде, но и в Москве. Но двадцатых годах уже не имел прежней популярности и через два года после смерти A.P. Ку¬геля  прекратил свое существование (начало 1931). 

B последние годы жизни A.P. Кугель много занимался литературной рабо¬той: выпустил две книги воспоминаний, книгу «Утверждение театра», создал ряд театральных портретов великих мастеров русской и зарубежной сцены.  

Ожимкова В.В.