МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

И.П. Сахаров «Сказания русского народа». Изд. А.С. Суворина. С.-Петербург, 1885

Изучая жизнь русских людей в прошлом, мы узнаем о занятиях мужчин и женщин, о народных промыслах, традициях, обычаях, праздниках. А много ли мы знаем о других сторонах жизни наших предков?

В собрании музея хранится книга  Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа» (издание А.С. Суворина. Санкт-Петербург, 1885), где собраны русские народные игры, загадки, присловья, притчи, и в которой автор раскрывает некоторые тайны русского народного чернокнижия.

Иван Петрович Сахаров, знаменитый археолог, собиратель песен, народных верований, преданий, обычаев. Родился Иван Петрович в 1807 году в Туле, в семье священника. Окончил Тульскую духовную семинарию. В 1835 году окончил медицинский факультет Московского университета. 

Первыми работами Ивана Петровича были статьи по археологии и этнографии. Он начал собирать песни, обряды и предания. В 1836 году были изданы «Сказания русского народа о семейной жизни своих предков», в трёх томах. Затем — «Путешествие русских людей в чужие земли» (1837), двухтомник песен русского народа (1838—1839), «Писатели Тульской губернии» (1838), «Русские народные сказки» (1841) и другие работы.

В книге «Сказания русского народа» опубликован главный труд выдающегося русского этнографа, ставший первым фундаментальным научным трудом по отечественному народоведению, который позднее использовался как главный источник в исследованиях русской культуры.

В книге «Сказания русского народа» автор подробно рассказал о народном чернокнижии: привел примеры исторических событий, связанных с преданиями, описал источники преданий, показал отношение церкви и народа к преданиям и людям, посвятившим себя тайным знаниям.

Русское народное чернокнижие раскрывает такие понятия, как кудесничество, чародейство, знахарство и ворожба.

Кудесничество – это различные заговоры, например: заговор от зубной скорби, заговор на укрощение злобных сердец, заговор на путь-дороженьку и др.

Чародейство состояло из чар, совершаемых в селениях, например: чары на ветер, чары на след, чары для калек и др.

Русское знахарство излагало обманы, которые в простом народе принимались за спасительные действия. Примером служит болезнь, поражавшая людей, работавших перед огнем, на солнце или перед водой, названная знахарями куриной слепотой. 

Для обольщения больных, знахари создали поверье, будто куриная слепота напускалась злыми людьми. Якобы болезнь соскабливалась ножом, которым резали старых куриц, и пускалась по ветру тому, кому хотели отомстить. По словам знахаря, больной должен сделать ряд действий, чтобы болезнь исчезла и, конечно, за это отблагодарить знахаря.

Русская ворожба представляла собой гадания: на картах, на кофе, на иглах, на яйцах, на воске, на бобах и др. 

Иван Петрович изучил и описал множество русских народных игр для детей, молодежи и взрослых. Они знакомят читателя с увеселительным отдыхом людей в прошлом. 

Некоторые русские народные игры дожили до нашего времени и современные дети с удовольствием играют в «жмурки», «колечко», «серый волк». Большинство русских народных игр забыты: «лапта», «ветчинка», «яша» и др.

Книга содержит русские народные загадки и их варианты, а для сравнения автор привел примеры «червоно-русских и сербских загадок». 

В книге опубликованы несколько русских народных притч: «Горшок», «Притча Дария, царя персидского», «Благоразумие» и др. Небольшие рассказы, заключающие в себе нравственный урок, интересны, поучительны, нацелены на развитие мышления. 

Книга знакомит с присловьями о жителях разных городов. Присловье – особый элемент фольклора. Вот как определил присловье Владимир Иванович Даль: «Присловица, присловье – короткая речь с отдельным смыслом, вставляемая в разговор; пословица, поговорка». Например: «Чухломцы – Чухломской рукосуй! Руковицы за пазухой, а других ищет. Ярославцы – Белотельцы. – Ярославль городок, Москвы уголок. – Пуд мыла извели, а родимого пятна у сестры не смыли. Кинешемцы.  – Суконщики. – Кинешма да Решма кутить да мутить, а Сологда убытки платить. Костромичи – Лучше бы три раза погорела, чем раз овдовела. – Костромичи вкучу, ярославцы прочь».

Богатый и разнообразный материал книги, дополнен разъяснениями и комментариями автора, выражающими его отношение к описываемому сказанию, и предупреждающими читателя о той или иной опасности.

Изданные Иваном Петровичем «Сказания русского народа» до сих пор являются одним из первых и крупнейших собраний русской народной словесности.

«Сказания» Сахарова имели огромное и благотворное влияние на историю русского народоведения: они возбудили глубокий интерес и уважение к памятникам народного творчества в довольно широком круге русского общества – благодаря трудам русских ученых в последующие десятилетия среди образованной публики возник серьезный интерес к народной жизни, быту, преданиям, верованиям, а слово «простонародный» с тех пор изменило свой смысл.

Слова Измаила Ивановича Срезневского (1812-1880) филолога-слависта, этнографа, как нельзя лучше передают силу впечатлений, эмоций, чувств людей, которые прикоснулись к творчеству Сахарова: «Кто жил в то время, не чуждаясь литературы, тот знает, как сильно было впечатление, произведенное этими книгами, особенно книгами «Сказаний русского народа», – не только между любителями старины и народности, но и вообще в образованном кругу. Никто до тех пор не мог произвести на русское читающее общество такого влияния в пользу уважения к русской народности, как этот молодой любитель...». 

Передаваясь из поколения в поколение, сказания несли в мир простого человека веселье отдых, надежду, веру, обман, разочарование, умение думать, размышлять, сочувствовать.

Знакомство с книгой Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа» и в настоящее время подарит много открытий, увлекая читателя к истокам наших предков.

Стрелинская С.Н.