МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

Аллеи усадебного парка

Аллеи - неотъемлемый атрибут русского сада. Они не требовали сложного ухода и были прекрасно приспособлены для прогулок и дружеского общения. 

Традиционно аллеи высаживали при въезде в усадьбу, оформляли берега прудов, защищали ими от ветров фруктовые сады, порой устраивали на просеках, превращая в парк участки леса. Часто аллеи выводили за границы парка, на просторы окрестных лугов и полей. Контраст тенистого свода с ярко освещенными далями создавал ощущение камерности собственной усадьбы. 

Выпускались даже специальные руководства, где учили «ассоциациям эффектов и настроений». Например, Э. Регель (известнейший садовод, директор Петровской академии, с которым был знаком и Александр Николаевич Островский) советовал «проводить аллеи в западном или юго-западном направлении, чтобы вечерний свет окрашивал листву на просвет». 

Стоит заметить, что и в щелыковской усадьбе аллеи соответствуют этому правилу. Липовая аллея на южном склоне, берёзовая к Гостевому дому, Большая берёзовая и еловая высажены с ориентацией восток-запад, а дуговая еловая аллея – юго-запад.

Аллеи в усадьбах чаще всего были моноцветные, то есть из одной породы деревьев. Преобладали местные виды: береза, липа, дуб, ель, сосна. Использовали и акклиматизированные породы - лиственницу, пихту сибирскую, сосну кедровую, из тополей особенно любимы были белый и душистый. Эти виды деревьев когда-то росли и в Щелыкове, из них сохранились пихты и лиственница.

Липовые аллеи стали популярны ещё в XVII веке. Предпочтение им было отдано из-за их податливости стрижке. Кроме того, липа давала прекрасную густую тень, а в период цветения её благоухание разливалось на всю округу. В дворянских усадьбах липа мелколистная, как парковая порода, наибольшую популярность приобрела в XVIII - начале XIX вв.  

Д. Лихачёв в своём труде «Поэзия садов» отмечает, что в России аллеи закладывали с такой тесной посадкой лип, к какой обычно в Европе не прибегали. Делалось это, чтобы дать спокойный приют птицам, а также, чтобы аллеи были действительно прохладные. 

Вероятно, именно они и создали один из самых устойчивых и поэтических усадебных образов – «тёмные аллеи», которые в начале XX века стали символом уходящей России, её высокой культуры.

В щелыковской усадьбе Островских Нижний парк, как писала внучка драматурга, был  «искусственный, так как каждая аллея была засажена какой-нибудь породой деревьев (берёза, тополь, ель, липа)».

Цветкова Е.В.

Фото автора 

Фотогалерея