МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

А.Н. Островский в Петербурге

А.Н. Островский часто приезжал в Петербург по делам издания своих пьес и для постановки их на сценах петербургских театров.

Впервые А.Н. Островский приехал в северную столицу в 1853 году для постановки пьесы «Не в свои сани не садись» на сцене  Александринского театра. Петербург предстал перед ним морозным февральским днем, скрипучим снегом, Адмиралтейской стрелой, дворцами. Темп жизни города поразил Островского, говоря словами Феклуши из «Грозы» «<...>шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда… бегает народ взад да вперед неизвестно зачем...».

Островский в Петербург ездил на почтовых поездах по открытой в 1851 году Николаевской железной дороге, о которой позднее в Феклуша скажет: «<...>огненного змея стали запрягать: все видишь для скорости..., <...> он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так... делает...».

Приезжая в Петербург, Островский сначала останавливался в гостинице, затем у друга, Ф.А. Бурдина, позднее в роскошных апартаментах своего брата-министра М.Н. Островского. «<...>У меня особое помещение внизу, комнаты вдвое больше и выше наших, с коврами, с мраморными каминами, совершенно дворец...», - пишет он М.В. Островской.

В круг общения  драматурга входили кроме брата и Ф.А. Бурдина и  актеры, с которыми Островский поддерживал личные и творческие отношения, такие как  И.Ф. Горбунов, А.Е. Мартынов П.Васильев и др.  

Островский часто бывал на представлениях своих пьес в Александринском театре, читал пьесы труппе, бывал на репетициях, помогал исполнителям своими советами и зачастую проходил с ними роли. Пьесы Островского ставились и на сцене Мариинского театра, здесь шли  семь его пьес.

Брат драматурга, Михаил Николаевич, гордясь успехами брата, посещал все премьеры, подробно описывая спектакли и игру актеров. Благодаря ему многие пьесы Островского появились на петербургской сцене при жизни драматурга.  

Иногда визиты А.Н. Островского в Петербург затягивались надолго. Именно здесь решались вопросы о допуске его пьес на театральные сцены. «<...>Я так измучен разными хлопотами, что сплю и вижу, как бы приехать в Москву поскорей и отдохнуть...», - жалуется он в письме жене. Отношения драматурга с чиновниками были сложными с самого начала его театральной деятельности, что наложило отпечаток на его отношение к Петербургу. «<...>Питер город холодный, и люди в нем такие же...», - не раз говорил Островский.

М.Н. Островский не раз уговаривал драматурга «<...>переехать на постоянное место жительства в Петербург. Он доказывал Александру Николаевичу, что Петербург с его кипучей жизнью откроет ему возможности материального и литературного преуспевания. Драматург отвечал решительным отказом...» (Ревякин А.И. Москва в жизни и творчестве А.Н. Островского. М., 1962). Для него Петербург был казенным городом. 

Может быть, по этим причинам у Островского нет ни одной пьесы, действие которой происходило бы в Петербурге. И героев своих пьес, за исключением немногих (Беркутова «Волки и овцы» и Бабаева «Грех да беда...»), он поселит не в Петербурге, а в местностях, которые он знал и любил. Для остальных героев Островского этот город являлся чем-то вроде заграницы: Петербург в мечтах энергичной Глафиры Алексеевны («Волки и овцы»); как в заграничное путешествие «после свадьбы уехали в Петербург» Стыровы («Невольницы»), Кнуров («Бесприданница») ездит в Петербург да за границу и т.д.

В письмах из Петербурга драматург часто описывает и его климат: «Ездим мы не по земле и не по снегу, а по воде; второй день сильный ветер с моря, на Адмиралтействе фонари и поминутно выстрелы из пушек, вода в Неве и канавах почти сравнялась с берегами; вчера боялись, что будет наводнение».

В Петербурге присуждалась Уваровская премия за пьесы «Гроза» в 1860 и «Грех да беда на кого не живет» в 1863. В 1863 году А.Н. Островский был избран членом-корреспондентом АН.

Официальный Петербург не мог не признать заслуг Островского. Николай I одобрительно отнесся к постановке «Не в свои сани не садись», за драматическую хронику «Козьма Захарьич Минин, Сухорук» Александр II  пожаловал драматургу бриллиантовый перстень, а императором Александром III за участие в  работе Комиссии драматургу была пожалована золотая табакерка с бриллиантами и утверждено ходатайство о назначении драматургу пенсии.

Творческая интеллигенция Петербурга не раз чествовала Островского. Актеры-любители, сыграв Пассаже в пользу литературного фонда спектакль «Свои люди – сочтемся!» 29 апреля 1863 года, преподнесли ему серебряный венок. В 1872 году отмечалось 25-летие литературной деятельности драматурга. Петербургское собрание художников преподнесло Островскому приветственный адрес.

Бывая в Петербурге, Островский старался не пропускать значительных театральных событий: посещал премьеры новых спектаклей балета, оперы, был на выступлении итальянской певицы Аделаиды Патти и т.д.

Принимал участие и в общественной жизни Петербурга. Так, например, по просьбе И.С. Тургенева участвовал в литературном вечере в пользу кассы взаимопомощи студентов Петербургского университета, присутствовал на учредительном собрании литературного фонда в качестве одного из его организаторов. В последующие годы он несколько раз в пользу этого фонда устраивал любительские спектакли в Пассаже, выступал с чтением своих пьес. Присутствовал на собрании петербургских литераторов, где было принято решение издать сборник «Складчина» в пользу пострадавших от голода в Самарской губернии, несколько позже он выслал в редакцию сборника отрывок из пьесы «Трудовой хлеб».

С легкой руки А.Н. Островского в Петербурге вошли в моду литературные чтения. И до него некоторые писатели читали свои произведения, но это было редким событием. А.Н. Островский читал постоянно - в кругу своих друзей, актеров и т.д. Островского рады были видеть во многих литературных домах столицы: бывал у Салтыкова-Щедрина, Писемского, Гончарова, Некрасова, Тургенева и др.

В Петербурге находились редакции журналов – «Современник», «Отечественные записки», «Библиотека для чтения», «Время», «Вестник Европы» и др., в которых А.Н. Островский печатал свои произведения. В столице драматург вел и свои издательские дела, здесь были изданы собрания его сочинений: Кушелевым-Безбородко в 1859году,  Кожанчиковым -1865, Краевским – 1874, Мартыновым – 1885.  

Последний раз А.Н. Островский был в Петербурге в марте 1886 года за два месяца до смерти.

Ожимкова В.В.

Подробнее см.: 
Ожимкова В.В. Петербургское окружение Островского/ Щелыковские чтения 2007. А.Н. Островский в контексте мировой литературы: Сб. статей // Науч. ред., сост. И.А. Едошина.- Кострома, Авантитул 2008.С.248-259
А.Н. Островский. Энциклопедия / гл. ред. и сост. И.А. Овчинина – Кострома: Костромаиздат; Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2012, С. 316-319