МузейФедеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А.Н. Островского "Щелыково"

А.Н. Островский на экране. Орлова Вера Георгиевна

Орлову Веру Георгиевну – актрису периода «серебряного века», героиню великих протазановских фильмов и партнершу Ивана Мозжухина, уступавшую по популярности Вере Холодной, но уверенно входившей в первый ряд,  сейчас вряд ли кто помнит.

Всю свою жизнь Вера Георгиевна посвятила театру и кино. По окончании женской гимназии работала конторщицей в московской конторе железных дорог. Заболев театром, брала частные уроки актерского мастерства у актера МХАТ и педагога Н.О. Масалитинова, которые позволили ей поступить в Школу Московского художественного театра (1913-1915).  

В 1911 году А.А. Ханжонков, вербовавший в свои ряды  талантливую молодежь, приглашает Орлову на съемки фильма «На бойком месте», поставленный по пьесе А.Н. Островского. Это была ее первая роль в кино, хотя принято считать, что свой путь в дореволюционном кино Орлова проходит под покровительством Якова Протазанова у Ермольева: с сотрудничества с ним и началась её кинокарьера. За годы работы в дореволюционном кино снялась в тридцати фильмах, среди которых «Пиковая дама» (1916), «Семейное счастье» (1916), «На бойком месте» (1916) и многие другие, при этом оставаясь актрисой МХАТа. 

После отъезда Протазановав эмиграцию , Орлова работала на нескольких фильмах с Александром Ивановским, а после возвращения Протазанова, сыграла второстепенную роль в его первом советском фильме  «Аэлита» (1924).  В последующие двадцать лет Орлова снялась лишь в пяти картинах, работая в полную силу в театре (1924-1938 - актриса МХАТа второго). Последний раз она снялась в кино в 1961 году

На вершину народной признательности взошла её однофамилица, Любовь Орлова, жена маститого режиссера и в последующем лауреатка трех сталинских премий. Вера Георгиевна медленно впала в безвестность. Наблюдая за взлетами и падениями отечественного кино, она скончалась в 1978 году.

Ожимкова В.В.